Мирка (inkogniton) wrote,
Мирка
inkogniton

  • Mood:

Возможно, это было именно так..... Никто не любит иных - даже великие....

- Учитель, позвольте войти - если у Вас найдется немного времени, я хотел бы поделиться с Вами своими мыслями.

Юноша поклонился и замолчал в ожидании ответа.

- Мнесарх - как же я могу тебе отказать. Ты же носишь то же имя, что и отец мой. Проходи, рассказывай.

Было очень жарко. Учитель сидел, немного вальяжно обмахиваясь пальмовой ветвью. Несомненно, Мнесaрх один из тех, кем он будет гордиться. Только бы он сам не понял, насколько он талантлив - гордыня может погубить любой талант.

- Учитель, не гневайтесь, но я пришел сказать, что я нашел ошибку в Ваших утверждениях... Впрочем, не совсем ошибку, скорее, недосказанность.

Учитель нахмурился и погладил окладистую бороду.

- Уверен ли ты, друг мой? Это очень серьёзное заявление. До сегодняшнего дня, в моих рассуждениях и утверждениях не было никаких ошибок. Я готов выслушать, но проверил ли ты всё, друг мой, прежде чем приходить и говорить мне вслух о моей неправоте?

- Да, учитель. Я всё проверил. Давайте я Вам объясню. Я в который раз изучал Ваше, поистине гениальное, открытие - в прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы. Оно настолько просто, что именно это делает его поистине гениальным. Я думаю, Учитель, что даже через много тысяч лет, люди будут каждый раз заново поражаться столь гениальному и столь элегантно-простому утверждению. Да что люди! Я думаю, что если бы Зевс иногда спускался к нам, к Вам бы он пришел первому - дабы засвидетельствовать своё восхищение Вашим непревзойденным умом.

Учитель расслабился. Перестал хмуриться - начал улыбаться. Нет, не надо преуменьшать ум и величие Учителя, но он был простым смертным из плоти и крови и, значит, ничто человеческое ему было не чуждо. Слышать такую похвалу, даже сознавая, что это неприкрытая лесть, особенно от Мнесарха, было, несомненно, приятно.

- Полно, Мнесарх - это даже нельзя назвать открытием. Вот моё утверждение о типах чисел, о рациональности всех чисел - это да. Это поистине открытие - потомки будут мной гордиться. Будут петь оды числам и мне. Это я считаю поистине своим великим подарком человечеству.

Мнесарх побледнел и замялся....

- Учитель, именно об этом я и хотел поговорить. Понимаете, Учитель, не гневайтесь, но мне кажется, что Ваше утверждение неверно. Не все числа рациональны.

Мнесарх проговорил это на одном дыхании и замер в ожидании реакции. Реакция не заставила себя ждать. Учитель резко выпрямился, нахмурился и снова начал гладить свою окладистую бороду.

- Поясни, друг мой, что ты имеешь в виду, говоря о том, что не всё рационально...

Мнесарх взял небольшую ветку и начал чертить на песке.

- Посмотрите, Учитель. То, что я начертил - это прямоугольный треугольник, катеты которого равны и равны единице. Я думал очень долго, прежде чем решиться поговорить с Вами. По Вашему гениальному утверждению, квадрат гипотенузы равен двум - так как квадрат единицы продолжает оставаться единицей. Ведь так?, - Мнесарх посмотрел внимательно и спокойно на Учителя, ожидая подтверждения...

- Да, друг мой. Но я пока не вижу ничего, что бы опровергало моё второе утверждение, - Учитель станoвился всё более нетерпелив и несдержан.

- Сейчас объясню... Я решил проверить чему равна сама гипотенуза, а не её квадрат. Она равна корню из двух - Вы согласны, Учитель?, - Мнесарх задал вопрос в воздух и, не дожидаясь ответа, практически скороговоркой, продолжил, - Вы утверждаете, что любое число можно представить как одно целое число поделить на другое целое число - именно так Вы определили рациональные числа. Но сколько я не пытался, я не могу представить корень из двух в виде дроби, в которой и числитель и знаменатель были бы целыми числами. Именно поэтому, я предположил, что Ваше утверждение неверно - есть ещё какие-то числа, о которых Вы просто не подумали...

Учитель вскочил со своего ложа. Глаза его сверкали гневом. Казалось, сам Зевс спустился и вселился в него - молнии летели из глаз, невидимый скипетр грозил пронзить Мнесархa насквозь.

- Щенок! Ты посмел сказать, что я ошибся в то время, как ты не справился с тривиальнейшей задачей?! Ты - тот, которого я подобрал на рынке, взял в свои ученики, воспитал, выучил, превратил в образованного человека - ты посмел пойти против своего Учителя?! Щенок! Вон с моих глаз - вон!

Через одно солнце и одну луну, Учитель сидел в своей обители и пытался понять - правильно ли он поступил, приказав казнить Мнесарха... Учитель горевал, но понимал, что он прав - нельзя держать рядом таких, как Мнесарх. Как он посмел замахнуться на него и его труды - щенок! Бывают иные числа, видите ли! А кто их видел - где доказательство?! И он посмел посягнуть на главный труд его жизни без единого, мало-мальски объясняющего сие недразумение, аргумента?! Учителю было ясно, что это всего лишь недразумение... Учитель всё больше убеждался в правильности своего решения... Успокоившись, он принял решение набрать в свою школу ещё учеников - они потом и расскажут о его величии всему миру.... А сегодня, несомненно, он абсолютно прав - во всем.
Tags: годно, опусы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments