Мирка ([info]inkogniton) wrote,
@ 2009-01-25 18:39:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:жизнь, чтобы помнили

25 января.
В прошлом году, к этой же дате в июле я написала крысу. Но тогда я ещё не вела жж и поэтому этот текст оказался помещённым в жж позже - как бы просто так - без дат и связи. Но это было именно к этой дате. Сегодня я не буду писать никаких аллегорий. Я просто расскажу. Мне было года четыре, когда я впервые осознанно услышала этот голос из проигрывателя. Я не понимала что это, я не понимала о чем он поет, я понимала только, что дядя злится. Я спрашивала - почему он злится? Родители усмехались - жизнь такая, наверное. Годам к восьми-девяти, я знала почти все песни, которые были у нас на пластинках наизусть. Я считала его самым красивым мужчиной на земле. Я мечтала с ним познакомиться. Я плохо понимала что такое смерть - наверное, совсем не понимала. Я не понимала, что это значит, что человека больше нет. И больше не будет.

Первый раз я поняла что такое смерть в девять с половиной лет. У меня умерла бабушка. Папа пришел с работы, чтобы накормить нас, зашел в её комнату и вышел оттуда бледный и трясущийся. Коротко сказал - бабушка умерла. Я никогда не видела его таким расстроенным. Мне очень хотелось как-то помочь. Я побежала в комнату, выбежала оттуда и начала кричать - Папа, она не умерла, она тёплая! Папа встрепенулся и, как будто получив очередную порцию надежды, побежал снова в её комнату. Вышел бледный - нет, доченька, она умерла. Потом были похороны - первый и последний раз я видела папу плачущим. Я всё равно не понимала. Я потом ещё какое-то время спрашивала - а когда она вернётся? Потом поняла. Сама. Тогда я поняла, что люди иногда уходят безвозвратно. Куда-то, откуда нет выхода - только вход. Мне очень долго было очень страшно. Я бегала за родителями и проверяла, что они живые. Я будила их среди ночи только потому, что мне вдруг становилось страшно.

Тогда я поняла и про Высоцкого. Хотя не совсем - ведь моя бабушка была любимая, но "простая". А он пел из нашего проигрывателя. Он не мог просто так взять и умереть.

Лет в двенадцать я попала в больницу. Я лежала в палате, где лежало ещё десять человек. Все девочки приблизительно моего возраста. Зашла речь о музыкальных предпочтениях. Я сказала, что люблю Высоцкого, Окуджаву, Розенбаума. Надо мной смеялись - фу, какая ты несовременная. Они любили каких-то, мяукающих со сцены, молодых мальчиков и девочек - ни одно из имен мне ни о чем не говорило. В нашем доме такого не было. У нас царили - Высоцкий, Окуджава, Розенбаум, Галич... Я не понимала как можно любить песни, в которых поётся "белые козы, белые козы, как неприступны рога".. Я понимала зато, как можно любить "идёт охота на волков, идёт охота". Я понимала также, что, видимо, лучше это на улице не петь.

Время шло, я взрослела. Но были вещи, которые не менялись. Моё преклонение перед этим человеком, перед автором этих текстов, перед человеком, который проживал каждую букву, каждую запятую, каждый аккорд - это не менялось. Мне говорили - да ты что, он уже давно не актуален. Все его, особенно шуточные, песни, были что-то, пока это было как бы нельзя. А сегодня они просто смешны. Я слушала их и включала - "во хмелю слегка, лесом правил я..". И понимала, что написать такое - это предел - после этого можно вообще ничего не писать. А он писал. И каждый раз такое, что можно дальше не писать.

Я читала книгу Марины Влади. Она меня оскорбила - книга, разумеется. Я никогда не смогу понять для чего надо было вытаскивать всё грязное бельё на публику. Для чего отдавать память на растерзание обозлившейся толпе - только и искавшей повода. Меня не интересует каким он был человеком - меня интересует какой он для меня. Может поэтому, мне так просто игнорировать всё прочитанное. Я просто этого не помню. Прочитала и забыла.

Ни разу ни один текст меня так не трогал. Нет, не так - текст в исполнении. Я читала его стихи в книге - но даже когда я читаю их сама себе, я слышу его голос - это неотделимо. Он очень рано и нелепо ушел. Очень. Впрочем, вполне возможно, что так и надо было - он была настоящая звезда, а звёзды быстро сгорают - иногда быстрее, чем надо бы. И точно быстрее, чем хотелось бы.

Моя бабушка жива, пока её помним мы. Пока передаём память о ней дальше. Память о Высоцком передают дальше огромное количество людей - и новые поколения тоже. И это значит, что он жив. И он будет жить, пока будет хотя бы один человек, который будет помнить. Хотя бы один.



(54 comments) - (Post a new comment)


[info]vlhart
2009-01-25 06:47 pm UTC (link)
Согласен со всем, тем более, что повезло слышать его вживую.
Кроме одного -- ничего плохого в том, чтобы знать, каким человек был в реальной жизни. Жизнь -- жизнью, а песни -- песнями.
"Когда не требует поэта к священной жертве Аполлон...".
И Галич был не идеал. И Окуджава в молодости не производил впечатление великого человека -- мама была знакома с ним в Калуге.

(Reply to this) (Thread)


[info]inkogniton
2009-01-25 07:40 pm UTC (link)
Да никто из нас не идеал - но для чего мне знать о такой фигуре такие грязные подробности? Какой в этом смысл?

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]vlhart, 2009-01-25 07:46 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]inkogniton, 2009-01-25 07:49 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]vlhart, 2009-01-25 08:04 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]inkogniton, 2009-01-25 08:14 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]vlhart, 2009-01-25 08:27 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]inkogniton, 2009-01-25 08:35 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]vlhart, 2009-01-25 08:43 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]inkogniton, 2009-01-25 08:47 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]vlhart, 2009-01-25 09:10 pm UTC (Expand)

[info]emmy_l
2009-01-25 07:21 pm UTC (link)
А у меня в юности была ксерокопия его самого первого сборника "Нерв", ужасного качества, на разноцветной бумаге и в самодельном переплёте... На некоторых страницах (особенно там, где "баллады") не было видно доброй трети строк. Через некоторое время после того, как мне подарили этот сборник, вышел фильм "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", где были эти песни. Я сходила на него два раза (хотя и тогда не любила кинематографа) и выучила непропечатанные строки баллад наизусть. :)

(Reply to this) (Thread)


[info]inkogniton
2009-01-25 07:41 pm UTC (link)
А теперь "модно" иметь этот сборник - хех, что-то изменилось...

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]emmy_l, 2009-01-25 07:51 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]inkogniton, 2009-01-25 07:52 pm UTC (Expand)

[info]3hvost
2009-01-25 07:36 pm UTC (link)
И я выросла на Высоцком. Правда, стала слушать его, когда была постарше.
У меня и сейчас в плеере записано много его песен.
Обожаю" Здесь лапы у елей дрожат на весу...", наверное, не добрала в жизни романтики!
Я тоже не могу читать воспоминания о нем! Каждый пытается вывалить как можно больше пикантных подробностей, чтобы доказать свою сопричастность.

(Reply to this) (Thread)


[info]inkogniton
2009-01-25 07:42 pm UTC (link)
Да-да, именно - для чего мне это знать? Необходимо рассказать мне, которая идеализирует его, что он был совсем не идеальный? Для чего?

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]emmy_l, 2009-01-25 07:56 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]inkogniton, 2009-01-25 07:59 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]inkogniton, 2009-01-25 08:00 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]3hvost, 2009-01-25 08:03 pm UTC (Expand)

[info]arktal
2009-01-25 08:04 pm UTC (link)
Расскажу Вам историю с Высоцким, которую услышал от сына. Похоже, он так же как и Вы, вырос на Высоцком, не очень понимая, что к чему (и обстановка, и возраст уже не соответствовали песням). Сыну было 12 лет, когда мы уехали из России, и главные песни Высоцкого он слышал уже здесь, в Израиле с кошмарных пленок, которые, я уже не помню какими путями, попадали в наш дом. Однако вдохновился, не забывал, что и пригодилось ему однажды.

Где-то в конце 80-х он с подругой, итальянкой, которая не знала ни слова по-русски, были в каком-то кафе в Дании, в рыбацкой деревне на одном из бесчисленных островов Северного моря. От России всё это было немыслимо далеко, но в кафе из динамиков надрывно звучал знакомый голос. Он думал, что ослышался, но это, и вправду, был Высоцкий. Кто-то оставил пленку в кафе, хозяину она понравилась, и, время от времени, он крутил её своим посетителям. Сын оказался там единственный, который понимал слова, и он вызвался переводить их смысл. Скорее всего, он многое добавлял от себя, вспоминая мои рассказы о прелестях жизни в СССР. Более менее приличные записи Высоцкого появились не раньше 90-х гг, и разобрать слова было непросто. Но хозяин был в восторге от такого представления, и угостил сына "onthehouse". Наверное, и подруга была горда, но об этом история умалчивает. :))



(Reply to this) (Thread)


[info]inkogniton
2009-01-25 08:11 pm UTC (link)
И я Вам - у меня есть подруга. Она интальянка - не понимает по-русски ни слова. Всё, чему я смогла её научит, это "привет" и "хочу спать":) Но однажды, я поставила ей "Кони привередливые" - она слушала молча. Было видно, как меняется её лицо. Прослушав, она сказала - это песня о страданиях человека - она о смерти. Не напрямую, но о смерти. Я подумала, что это из-за хриплого голоса. Поставила ей "У тебя глаза как нож", которую он поёт с неменьшей экспрессией - она сказала, что это очень смешная песня. Я ей ничего перед этим не говорила... Так что, охотно верю, что нравилось, даже если не понимали языка. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]arktal, 2009-01-25 08:29 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]inkogniton, 2009-01-25 08:32 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]arktal, 2009-01-25 08:41 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]inkogniton, 2009-01-25 08:44 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]arktal, 2009-01-25 08:59 pm UTC (Expand)

[info]milady_alice
2009-01-25 08:04 pm UTC (link)
А я понимаю Марину. Высоцкий - не Бог, он не белый и пушистый, он - человек из плоти и крови, живой, настоящий. Зачем что-то врать о нем, утаивать, прятать? Он был - такой. И мы принимаем его полностью и любим таким, каким он был. И учимся на его ошибках.

(Reply to this) (Thread)


[info]inkogniton
2009-01-25 08:12 pm UTC (link)
Правильно - для неё он обычный человек, а для меня нет. В этом всё дело - но это исключительно моё, сугубо субъективное, мнение....

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]milady_alice, 2009-01-25 08:22 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]inkogniton, 2009-01-25 08:27 pm UTC (Expand)

[info]meisik
2009-01-25 08:22 pm UTC (link)
Я любил и люблю его любым. Его надрыв, его боль, его романтику и дерзость. Мне не то чтобы все равно, что написала про него Влади, просто все такие книги я привык делить на два. А остаток... А без него не было бы того Володи Высоцкого, которого мы любим...
Моя любимая песня в детстве была "Я Як - истребитель". :) До сих пор не пойму, почему именно она. :)

Я утащу к себе в журнал Ваш пост?:)

(Reply to this) (Thread)


[info]inkogniton
2009-01-25 08:26 pm UTC (link)
Я посмею предположить почему - мне кажется, из-за ощущения свободы и несвободы в одном лице... Я её тоже очень люблю... Да, конечно, утаскивайте - только, если можно, со ссылкой, а так без проблем:)

(Reply to this) (Parent)


[info]ea_vsh
2009-01-25 09:36 pm UTC (link)
Вы молодец, что написали. С днем рождения, Владимир Семенович!

(Reply to this) (Thread)


[info]inkogniton
2009-01-25 10:23 pm UTC (link)
Именно так.

(Reply to this) (Parent)


[info]nelka35
2009-01-25 09:42 pm UTC (link)
да. спасибо.

(Reply to this) (Thread)


[info]inkogniton
2009-01-25 10:25 pm UTC (link)
Здравствуйте, добро пожаловать:) Не за что - это надо было написать - я, по крайней мере, так чувствовала...

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]nelka35, 2009-01-25 10:59 pm UTC (Expand)

[info]fair_lady
2009-01-26 12:13 am UTC (link)
Я тоже. Когда маленькую меня года в четыре спросили про любимую песенку: я спела гостям "Лукоморье".
Лет до двадцати я так и считала, что есть Высоцкий - и есть прочая фигня, которую называют музыкой. Потом мне показали "Стену" Пинк Флойд :)

(Reply to this) (Thread)


[info]inkogniton
2009-01-26 05:03 am UTC (link)
"Стена" прекрасна - никаких сомнений... Просто это совершенно разные вещи - они у меня в мозгах на разных полочках лежат:)

(Reply to this) (Parent)


[info]snake_elena
2009-01-26 01:46 am UTC (link)
Я всегда недоумевала, зачем смешивать артиста и человека. Потому что артист он для всех, а человек, со всеми своими тараканами и прочими проблемами, только для избранных, для тех, кто рядом. А другим об этих тараканах знать ни к чему.

Но у меня старое воспитание, конечно. Из серии "учителя не ходят в туалет". Даром, что мама учительница, а папа - актер. А может быть, именно поэтому. Потому что для меня они в первую очередь были просто людьми, а вот для других - актер и учительница.

Так и Высоцкий для Влади мог быть кем угодно и каким угодно, а для нас он - великий певец.

(Reply to this) (Thread)


[info]inkogniton
2009-01-26 05:05 am UTC (link)
Именно! У меня тоже "старое воспитание" - я рассуждаю точно так же... Именно поэтому меня это покоробило...

(Reply to this) (Parent)

(Reply from suspended user)

[info]inkogniton
2009-01-26 06:43 am UTC (link)
Здравствуйте, добро пожаловать:) Все эти факты я знаю - это всё много печаталось и говорилось. Я совершенно согласна с Вами, что он не был диссидентом - отнюдь. Более того, он был (относительно - насколько это было возможно в то время) баловнем судьбы. У него была аудитория, он не нуждался в финансовом смысле, он один из немногих, кому было разрешено выезжать за рубеж, ему благоволил сам генсек - пусть дома и на диване, но благоволил. Ему позволили заключить брак с иностранкой - это всё складывается я бы сказала в анти-дессидентскую картину. У него не было официального признания - не было народного артиста, не выпускали книг, не брали в союз писателей, выпускали мало пластинок. От этого он очень страдал. Но для обычного обывателя это чушь - обычный обыватель не всегда знает всех регалий артиста. Так что назвать его диссидентом сложно. Но это же не главное. Главное, как Вы и сказали, он был явление - во всех смыслах. Именно поэтому даже сейчас и молодое поколение продолжает слушать его песни. То, что он велик никакому сомнению на мой взгляд не подлежит - уже хотя бы потому, что его любят или не любят, но равнодушными он почти не оставляет. И да, несомненно, это не только поэтичский талант, а ещё и актёрский.

(Reply to this) (Parent)


[info]miremis
2009-01-26 08:21 am UTC (link)
http://komanda.ru/articles/003.html

(Reply to this) (Thread)


[info]inkogniton
2009-01-26 11:10 am UTC (link)
Да, это очень известная штука - именно об этом я и писала в крысе...

(Reply to this) (Parent)


[info]b_zambak
2009-01-26 08:49 am UTC (link)
я тоже помню как родители слушали высоцкого на пластинках и никогда о нем не говорили.

(Reply to this) (Thread)


[info]inkogniton
2009-01-26 11:11 am UTC (link)
Почти все его слушали - именно поэтому он и был истинно народным...

(Reply to this) (Parent)


[info]tigerc
2009-01-27 05:00 pm UTC (link)
Прошу прощения, что влезаю вот так, не представившись толком. С одной стороны, согласен с Вами, с другой - не до конца. Да, грязное белье и аргументы в духе "Пушкин тоже пил и матерился", подчас, вызывают только неловкость - за автора, за знаменитость, даже за собственные глаза, это прочитавшие. С другой... Отсекать творения такого плана от их автора тоже кажется чем-то жутким. Можно легко абстрагироваться от личности, скажем, госпожи Каллас, с несколько большим трудом - от личности господина Деппа, но уже Пушкин что-то теряет, если помнить его только как "идеального" автора из учебника литературы. В Высоцкого насмерть влюбляются люди, никогда не жившие в его время в его стране, но... Может быть, попытка понять самого автора, его время и жизнь делает эти взаимоотношения чуть-чуть честнее. Пусть даже не меняя того факта, как легко нам достается сейчас слушать.
Еще одно извинение за сумбур, и третье - если просто не так Вас понял.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]inkogniton
2009-01-27 05:07 pm UTC (link)
Здравствуйте, добро пожаловать:) Не за что извиняться - я только рада:) Да, я согласна на тему неких знаний о периоде, эпохе, жизни в этой стране, жизни самого автора к привязкой к стране и строю. Я говорила немного не об этом - я говорила о неких пороках автора, знание о которых никак не добавляет к пониманию его творчества - для чего, к примеру, мне знать, что он употреблял наркотики? Или что он ей изменял? Или что он был плохим отцом и не очень хорошим мужем? Понимаете, если брать конкретно его, то он всё, что хотел, сказал своими песнями - именно всё, что хотел. Не зря "я не люблю, когда мне лезут в душу"... А это то, что фактически произошло - все эти "разоблачающие" статьи и книги дали возможность огромной массе людей залезть к нему в душу... И вот именно этого я и не понимаю... как-то так...

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]tigerc, 2009-01-28 01:14 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]inkogniton, 2009-01-27 05:10 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]tigerc, 2009-01-28 01:14 pm UTC (Expand)

(54 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…