Двоюродный брат дедушки был красавец. Действительно красавец - как герой-любовник из какой-нибудь древней книжки. Высокий, статный с идеально красивым лицом. До войны он жил в Польше - в Ровно. Закончил институт иностранных языков в Варшаве. Свободно владел восемью или девятью языками, стажировался в Сорбонне. Его жена - под стать ему - красавица. Высокая, стройная, черноглазая блондинка. После войны, когда Ровно отошел Советскому Союзу, оказалось, что найти работу в советской Украине невероятно сложно. Он собрал чемоданы и приехал к бабушке с дедушкой. Его жена с детьми осталась на Украине - ждать пока он получит хоть какое-нибудь жильё. Бабушка и дедушка к тому времени, обладали какой-никакой репутацией в городе. Бабушка была врачом, дедушка военным инженером. В тесноте, да не в обиде - так рассуждала моя бабушка, теснясь и выделяя ему угол. Советский Союз не признавал иностранных дипломов - даже учитывая стажировку в Сорбонне. Ему пришлось подтверждать свой диплом. Он прожил у бабушки с дедушкой около полугода. Приблизительно через полгода, когда он подтвердил диплом, нашел работу и ему дали небольшую комнату, он вызвал жену с детьми к себе. К тому времени, бабушка с дедушкой успели познакомить его со всеми своими друзьями, среди которых было немало таких, которые считались сливками общества. К примеру, близкая подруга моей бабушки, которая на тот момент была заведующей одного из отделений больницы. Естественно, когда она приехала, её тоже познакомили со всеми. Они переехали на свою жилплощадь и через какое-то время решили устроить новоселье. Позвали всех кого только можно. Кроме... Бабушки с дедушкой... Потом, позже, когда близкие друзья на самом новоселье удивлялись и спрашивали где же бабушка и дедушка, она краснела и говорила, что забыла их позвать. Кажется, он даже прибежал посреди новоселья и звал их. Но бабушка сказала нет. Она не просто сказала нет - она дала слово, что никогда её ноги в этом доме не будет. И она сдержала своё слово. Она никогда не переступила порог их дома - ни пока жила там, ни после того, как они разъехались по разным городам.
Кто-то скажет глупо. Для чего так резко?! Можно сказать - подумаешь. Может быть... Она своего решения никогда не изменила. Гордость, самолюбие - это можно назвать как угодно. Было ли данное решение верным? На это у меня нет ответа. Поступила ли бы я так же? Не знаю - скорее всего, да. Ведь, на самом деле, я вспомнила эту историю некоторое время назад, после того, как мне рассказали совсем другую историю.
Есть на свете великий математик - пусть будет Иванов. Иванов действительно велик - практически в любой области математики его имя произносят с благоговением. У Иванова относительно молодая жена. Она тоже математик. Причем, к счастью или несчастью, занимается вещами очень близкими к тем, которыми занимается Иванов. И её, впрочем как и всех ученых, время от времени приглашают на конференции. И вот, как-то раз, она получила приглашение на конференцию. В ней говорилось, что организаторы будут очень рады видеть её на этой конференции, спрашивали хочет ли она сделать доклад, просили подтвердить своё присутствие или отсутствие - всё совершенно стандартно и обычно. Всё, да не всё. В самом конце приглашения, в виде приписки, маленькими буквами, было написано - если, мол, Иванов тоже захочет приехать, они, в смысле организаторы и не только, будут очень и очень рады. Я не знаю, что имели в виду организаторы, делая эту приписку. Думаю, что ни у кого не было в мыслях её оскорблять. Но её это оскорбило. Впрочем, вряд ли я, да и все остальные, узнали бы о её чувствах, если бы Иванов относился менее серьёзно к её обидам. Но Иванов очень серьёзно воспринимает её обиды. Посему, он, от своего имени, отправил письмо организаторам той конференции, в котором сухо, но твёрдо, сказал, что ни он, ни она, никогда больше не приедут ни на одну конференцию, которая будет организовываться кем-то из тех, кто участвовал в организации данной.
Я не знаю почему, но эти истории мне кажутся необычайно похожими. Я восторгаюсь Ивановым и поэтому делаю вывод, что я бы поступила в точности как моя бабушка на её месте и, хочу надеяться, что как Иванов на его. Бывает ли самолюбие излишним? Можно ли это назвать проявлением излишнего самолюбия? Наверное, нет. И, где-то в глубине души, я думаю о том, что Иванов не только великий математик, но и потрясающий человек.
Впрочем, может организаторы искренне ничего не имели в виду, а бабушку с дедушкой искренне просто забыли позвать - всё же бывает, правда?