Мирка (inkogniton) wrote,
Мирка
inkogniton

Корея (день восьмой; Сеул, часть вторая -- Кёнбоккун (Дворец Кёнбок))

Мне было сказано идти вдоль каменной стены, пока не увижу вход. Я шла и шла, и мне казалось, что я иду совсем не туда. Вдруг увидела стоящего полицейского

-- Я ищу дворец, -- улыбнулась я, понимая насколько глупо выгляжу.

Но выглядела я ещё глупее, чем я думала, так как полицейский показал проход в метре от меня и сказал -- проходи, вот здесь! Потом я уже поняла, что вошла через боковой вход. Поэтому я буду описывать как и что я видела, а в конце уже поправлюсь и скажу как оно на самом деле. Я вошла, некоторое время шла по широкой гравийной дорожке, спустилась по ступенькам, прошла через проход и оказалась перед воротами дивной красоты. Прямоугольный двор и высокие ворота с богатейшей расписной резной национальной крышей. Я стояла под ними и думала -- никто не сможет описать это ощущение по картинкам. Посмотри ты хоть тысячу фотографий, хоть сколько увеличенных, всё равно невозможно описать вот это ощущение -- когда стоишь внутри этой громады, когда уже болит шея, а всё равно не можешь остановиться и всё смотришь и смотришь на этот потолок, когда видишь трещинки на балках, когда, кажется, чувствуешь запах этой краски, когда снаружи удушающая жара, а под этой крышей прохладно, будто включили кондиционер. И не хочется уходить. И стоишь там, стоишь и никак не понимаешь -- как вот это может быть творением рук человеческих.

Пройдя ворота, попадаешь в ещё один прямоугольный двор. По бокам проходы под крышами. Крыши внахлёст одна на другую и создаётся ощущение лесенки. Каждая чуть выше предыдущей. И ещё одни ворота -- повыше первых. И опять -- невероятная громада, неописуемый восторг. Несмотря на большое количество людей, очень тихо. Только ветер и какое-то потрясающее ощущение покоя. Проходишь вторые ворота и выходишь к дворцу. И ворота, и дворец -- пагоды. Каждый с двумя крышами. И опять: сцепленные проходы по бокам, крыши внахлёст -- расписные, резные, богатые. Деревянные окна -- мелко прорезанные квадратики по всему окну дают ветру возможность просочиться, но охраняют от солнца. В росписях преобладают красный и зелёные цвета.

Дворец выше вторых ворот -- самый высокий. Стоит на большом возвышении -- поднимаешься по лестнице и можно посмотреть внутрь. Для высоты потолка в этом дворце у меня нет подходящего эпитета. Высоченный -- и всё равно не то. Запрокидываешь голову и всё равно ощущение, что взгляд охватывает лишь часть. Снаружи, по краям дворца, огромные каменные горшки. Внутри расписной резной потолок -- богатая роспись (преимущественно красно-зелёная гамма), богатая резьба. Прямо в центре потолка, на красной бархатной подушке, извиваются -- голова к хвосту, хвост к голове, два золотых дракона -- тоже резных. На полу, в центре, возвышение, с ведущей к нему лестницей -- трон. Над троном ещё одна национальная крыша, покрывающая только территорию трона и немного около. За троном роспись: две луны -- красная и белая, сосны, горы, деревья. Внизу, по бокам от трона, два огромных деревянных резных подсвечника. Вид от входа во дворец сквозной -- видишь сквозь ворота, через которые только что прошёл. Стоишь, смотришь на эти ворота, на эти крыши, поднимаешь глаза -- кругом небоскрёбы.

На перилах чудища -- тут и обезьяна, и петух, и тигр, и не опознаваемые чудовища. Насмотревшись на дворец, пошла дальше -- вглубь. Огромная территория, сады, пристройки, помещения, беседки. В соседнем дворике ещё одно здание -- точно копия дворца, только поменьше. Рядом с ним пруд -- в пруду огромные золотые рыбы. Напротив пруда беседка. Очень большая, расписная и невероятно богатая. Туда, к сожалению, не пускают. Дальше начинаются сады и какие-то дополнительные помещения. Везде очень тихо -- слышно только ветер. Много разных домиков позади дворца. Построено всё так: заходишь в один дворик, из него сквозной проход в другой, из другого сквозной проход (теперь, к примеру, направо) в третий, и так далее. Бродишь, словно по лабиринту. И везде крыши, чудесные крыши.

Очень много людей в ханбоках (это национальная корейская одежда). Много монахов -- бритые, в серых просторных одеждах.

Выбравшись, наконец, из двориков (лабиринты как есть -- интересно, как они друг к другу в гости ходили? меня не покидало ощущение, что один неверный шаг и я никогда оттуда не выйду и так и буду бродить, жалобно причитая: эту булочку я уже видела), я вышла ещё к одному пруду. В центре, на каменной клумбе, на возвышении, круглое строение, расписанное как и всё здесь. Пруд, слово атласным одеялом, застелен лотосами. В строение заходить нельзя. Но вдруг раздался противный знакомый шум -- работник стриг машинкой траву на этой клумбе -- прямо в центре пруда. Я всё смотрела на пруд и вдруг услышала весёлые голоса -- обернулась. Парень и девочка, в богатых сине-бело-золотых ханбоках обнимались и фотографировались на фоне пруда. Корейские ханбоки затмят любое вечернее платье, а уж с такими богатыми вообще ничего не сравнится.

А позади огромная зелёная гора. И мне подумалось -- не дураки были эти императоры -- в очень правильном месте построили очень правильный дворец. Идёшь дальше и опять -- дворики, домики, лабиринты. Чем дальше от дворца, тем беднее крыши, меньше росписи, меньше резьбы. Всё не столько скромнее, сколько строже. Одно из строений совсем молодое -- датировано 1873 годом. Его помогал строить русский архитектор (забыла фамилию). Было предназначено для хранения портрета императора. В самом конце, прямо перед стеной, ещё одна беседка -- богатая, несмотря на дальность, с двумя пристройками. На ступеньках, ведущих в беседку, вместо перил, какие-то распластанные чудища.

Издалека увидела пагоды, но не сумела понять как к ним идти, и решила, что пойду дальше. Прошла снова мимо атласного пруда и вдруг увидела бурундука -- он сидел спокойно на камне и смотрел на пруд. Вокруг пруда много тигровых лилий и поэтому, несмотря на то, что на смотришь на них, всё равно создаётся ощущение яркости и радости. Сбоку, в одном из двориков, выставка кувшинов -- для хранения ферментированных продуктов. Стоят рядами огромные каменные кувшины и немедленно вспоминается Али-Баба.

Любуясь на кувшины и, как всегда, наблюдая немного за людьми вокруг, вдруг поняла. Во всех культурах и во все времена: сначала женщина плачет и рыдает, жалится и жалуется на тему того, как ей совершенно необходима вот именно вот эта вот сумочка, а потом эту самую сумочку, неизменно несёт только мужчина. Женщина, в это время, двумя руками несёт телефон и фотографирует каждый камень, каждое дерево и ещё немного себя (когда себя, непонятно откуда появляется странная палка и тогда -- себя. Улыбаясь, словно встретила лучшего друга). И телефон несёт -- обязательно двумя руками.

Вокруг закутка с кувшинами вдруг увидела огромные заросли шиповника. Я так давно не видела шиповник, что чуть не хлопала в ладоши, когда заметила. Крупные красные ягоды. Мальчик сорвал, побежал к папе, папа удалил хвостик, мальчик, кажется, съел. А я и не помню уже едят его или нет. И вкуса не помню. Только запах. Может его и не едят вовсе.

Собралась уже уходить, расстроившись, что так и не смогла подойти к пагодам поближе, как вышла к будке для туристов. В будке сидел приятный господин, который, как мог, пытался объяснить мне, что к ним можно подойти. Он даже пытался объяснить как, но на это моего корейского не хватило. Хорошо, что в это время подошла компания девочек-мальчиков, они всё поняли, сказали мне следовать за ними, и мы пошли. Оказалось, что опять надо идти в другой конец сада. Наконец, мы пришли. Пагоды оказались музеями. В любое другое время, за вход туда надо было бы платить, но сейчас везде таблички: в честь МЕРСа весь июль посещение всех аттракций совершенно бесплатное! Наконец, я поняла, почему вход во дворец тоже бесплатный -- тоже в честь МЕРСа. Две пагоды -- трёх- и пяти-этажные. В музей я не пошла, полюбовалась на пагоды и посидела во дворике. В центре дворика построены в круг двенадцать годов -- кролик, свинья, крыса, дракон,... Они стоят в национальной воинской одежде -- с мечами и ещё каким-то оружием. Очень грозные. Посреди двенадцати-гранный постамент: на каждой грани написано какому году соответствует какой знак, до 2019 года. Мой кролик не менее грозен, нежели тигр.

Я решила уходить, дошла до дворика перед первыми, на мой взгляд, воротами и остановилась как вкопанная. Происходила смена караула. Огородили дорожку от основных ворот (теперь, наконец, я увидела, что есть ещё одни ворота -- парадные -- обязательно выйду через них и посмотрю!). Стали выходить мужчины в одеяниях. Сначала вышел один -- выкатил огромный барабан в самый конец дорожки. После вышли две группы: одна, в синих, красных и зелёных одеяниях -- с мечами, секирами, копьями, щитами, луками и флагами. Вторая позади -- в красных одеяниях, с музыкальными инструментами (сопровождающий оркестр, догадалась я). Все в чёрных, на вид мягких, ботинках с загнутыми вверх белыми носами; на всех шляпы -- на верёвочку нанизаны большие разноцветные бусины; у всех аккуратно выстриженные усы, соединяющиеся с короткой бородой, которая тонкой полоской уходит вверх -- к самым ушам. Тот один, который рядом с барабаном, поднял большую палку, ударил в барабан. Сразу же заиграл оркестр и они стали маршировать. Прошли мимо восторженно-наблюдающей публики и скрылись. Точь-в-точь сцена из "Мумии".

Вышла я через главные ворота -- посмотреть на ворота и на караул. Ворота каменные, в отличие от внутренних -- деревянных, но та же богатая деревянная крыша-пагода. От ворот, в обе стороны, широкая каменная стена, верх которой украшен многослойной черепицей. Головы чудищ под деревянной крышей, два каменных тигра охраняют вход внизу. Сквозь проём видны вторые и даже немного третьи ворота. Дворец, как ни глядела, углядеть не смогла.

Караул у ворот из семи человек. Снаружи пятеро и два в глубине. По краям -- в голубых одеждах, флаг в одной руке, меч -- в другой. В центре в красной одежде: на поясе кинжал, двумя руками, параллельно полу, держит что-то цилиндрическое. По бокам от него: двое в красной одежде -- в одной руке секира, в другой -- лук и стрелы. Позади него: двое в зелёной одежде -- в одной руке копьё, в другой -- щит. У всех, кроме того, кто в центре, одежда перехвачена на талии кожаным поясом.

Они невозмутимо стоят, все рядом с ними фотографируются. Они стоят и стоят -- будто так и стоят все шестьсот с лишним лет. Завораживающее зрелище.

Я поняла, что у меня совсем немного времени, а программа ещё большая и начала постепенно уходить. Уходить сложно -- всё оборачивалась и оборачивалась, и никак не могла оторваться от этого спокойно-величественного дворца с зелёной горой на фоне. Его ещё долго было видно.

Чудесного Вам дня! Аньёнг!
Ваша Я.

Как я и предполагала, в два не поместилось -- надеюсь, поместится в три (сейчас я уже ни в чём не уверена). Постараюсь сегодня закончить (а то тяжело нагонять)
Tags: korea, лингвистическое, маленькое счастье, опусы, я
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments